Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
Главные цели Закона:
- защитить налогоплательщиков, которые добросовестно исполняют обязанности, предусмотренные налоговым законодательством (т. е. ликвидировать недобросовестную конкуренцию в налоговой сфере);
- борьба с компаниями-"однодневками", размыванием и выведением прибыли из-под налогообложения (через оффшорные зоны);
- прекращение необоснованного использования налоговых послаблений, налоговых льгот и т. п.
В основу указанного федерального закона легло общеизвестное постановление Пленума Высшего арбитражного суда России от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Именно оно ввело в юридический оборот термин «налоговая выгода». До настоящего времени такого понятия в НК РФ не было.
Согласно этому постановлению ВАС РФ, налоговая выгода возникает у налогоплательщика при уменьшении налоговой обязанности путем всевозможных действий, состав которых не является исчерпывающим. В то же время само по себе извлечение налоговой выгоды не нарушает закон и не говорит о недобросовестности плательщика.
В Налоговый кодекс РФ внесены ряд поправок, которые призваны не допускать проявление налоговой недобросовестности при исчислении и уплате налогов, а также новая статья 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов, в которой изложены следующие нормы:
- Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
- При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий: основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога; обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
- В целях пунктов 1 и 2 настоящей статьи подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.
- Положения, предусмотренные настоящей статьей, также применяются в отношении сборов и страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.
Доказывать обстоятельства из п. 1 и факты из п. 2 должны будут налоговые инспекторы в рамках налогового контроля. Так гласит новый п. 5 ст. 82 НК РФ.
Налоговым органам предписано ежеквартально представлять информацию о применении положений Федерального закона № 163-ФЗ в ФНС России для проведения мониторинга вопросов, связанных с его применением.
Федеральный закон от 18 июля 2017 года № 163-ФЗ делает попытку ввести своего рода налоговые границы для плательщиков при осуществлении прав и выполнении обязанностей и вводит нормы, противодействующие агрессивным способам оптимизации налогового бремени.
Отчасти он решает и проблему использования плательщиками формально законных действий, основной целью которых является:
- не исполнить либо исполнить не целиком налоговые обязанности по уплате налогов;
- получить право на возврат или зачет налога.
Но все же, после прочтения Закона, остаются вопросы:
- что конкретно подразумевается под "искажением сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения"?
- как налоговые органы будут доказывать факт искажения? Смогут ли презюмировать недобросовестность налогоплательщика и доначислить налоги, штрафы и пени?
Например, как будут рассматриваться методы уменьшения налоговой базы путем применения специальных налоговых режимов, будет ли это трактоваться как искажение данных об объектах по налогам?
ФНС выпустило свое Письмо от 16.08.2017 № СА-4-7/6152@ разъяснительного характера, которое особой ясности и понимания не добавило.